МТЛБ: компоновка и устройство
Историческая справка
Многоцелевой легкий бронированный транспортер (тягач) МТЛБ создали в 1964 году на тракторном заводе Харькова. Через два года стартовал серийный выпуск тягача. Машина была рассчитана для перемещения артиллерийских орудий и применялась в качестве артиллерийского транспортера, перевозящего расчет и боекомплект орудия.
В некоторых частях автомобиль служил в качестве легкого бронетранспортера. Его применяли для транспортировки грузов и десанта. Тягач очень хорошо проявил себя в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Можно было назвать единственным его недостатком слабое вооружение, но оно было вполне достаточным для артиллерийского тягача. Сегодня в стране есть несколько модификаций, оснащенных усиленным вооружением. С начала эксплуатации автомобиля в 1966 году создано свыше девяти тысяч вариантов МТЛБ.
За четыре десятка лет эксплуатации транспортер снискал популярность в войсках российских и зарубежных. Называя свою разработку «многоцелевым тягачом», конструкторы наверняка и не предполагали, что на ее базе построят свыше 80 модификаций — от боевых комплексов до БТРов.
Конструктивные особенности
Для советского танкостроения компоновка тягача необычна: трансмиссия в машине была размещена спереди, а мотор — в средней части с небольшим смещением влево. Между дизелем и отделением трансмиссии расположено отделение управления.
Механик-водитель и командир машины находятся в отделении управления. Машина укомплектована двумя стеклоблоками для удобства наблюдения, которые в случае необходимости прикрываются броневыми заслонками. Механик-водитель наблюдает за дорожной обстановкой через три смотровых призменных прибора ТНПО-170А. Прибор в центре можно заменить прибором ночного видения. На корпусе справа в носовой части установлена коническая башенка бронированная кругового вращения. В башенке смонтирован пулемет.
Грузовое отделение, оно же десантное, расположено в кормовой части. Сначала его использовали для размещения боекомплекта, а также расчета артиллерийского буксируемого орудия. Позже, когда автомобиль стали применять как бронетранспортер, отделение оборудовали для размещения в полной экипировке одиннадцати пехотинцев.
В сварном корпусе тягача используются катаные броневые листы. Они защищают экипаж и десант от мин малого калибра, пуль стрелкового оружия ручного, осколков снарядов артиллерийских. Корпус автомобиля — герметичный. Это дает возможность тягачу передвигаться вплавь.
Технические характеристики
МТЛБ оснащен дизелем ЯМЗ-238В, который развивает мощность 240 л.с. С таким мотором тягач может двигаться по шоссе со скоростью 60 км/ч. Низкое давление гусениц МТЛБ на грунт обеспечивает автомобилю высокую проходимость по грязи, глубокому снегу, горным дорогам.
Трансмиссия имеет оригинальную конструкцию, которая вместе с двойным подводом мощности разворачивает транспортер вокруг своей оси. Радиус разворота составляет половину ширины машины. При движении по узким дорогам это особенно важно. По сути, МТЛБ — единственное средство передвижения в труднодоступных местах.
Купить запчасти вездехода МТЛБ с доставкой по РФ |
|
с доставкой по РФ |